\Издательство Сова
2010\
Второе название этой книги
"Как родителям понять, куда "вляпался” их ребенок”. Книга, выражаясь
по-простому, "реально ржачная”, читается "взахлёб” и полна забавно-нелепых
диалогов и выдержек из серии "о чем говорят" в среде представителей обеих
субкультур, а также в среде тех, кто их окружает – родителей, учителей и,
конечно же, журналистов. Автор Дина Илларионовна Кравчек – девушка "с лицом не
совсем юным” (как она
о себе
заметила), ни в каких субкультурах не состоит, но,
тем не менее, сумела с ответственностью примерного студента-отличника,
скрупулезно готовящего дипломный проект, подробно изучить и наглядно показать
несведущим людям, кто же всё-таки такие все эти эмо и готы. Причем сделала это
легко, весело, с привлечением большого числа источников, Интернета и
личного опыта. Получился глубокий объективный взгляд со стороны... но глубокий…
но со стороны.
Оснований для того, чтобы сопоставить субкультуры готов и эмо в одном
исследовании накопилось предостаточно.
Во-первых, обе эти культуры появились на Западе примерно в одно и то же
время (на рубеже 70-80-х) и откололись от одного и того же явления. Цитата: "Панки
сильно расслоились. Олдовые продолжали жить под прежним знаменем свободы воли и
полной анархии, часть более молодых сил образовала агрессивное крыло скинхедов,
а часть наиболее интеллектуальных панков обратилась к эстетике инфернального.
Это и были тёмные панки, которые положили начало сообществу готов”.
Во-вторых, в России готы и эмо практически одновременно стали достоянием
массовой культуры. Образы этих субкультур стали широко эксплуатироваться в
телесериалах, газетах и по огромному недоразумению в криминальных сводках, что
сразу же получило искаженный отклик в СМИ, мол, готы и эмо - социально опасное
явление маньяков, суицидников и сатанистов. Естественно, насмотревшись и
начитавшись ТАКОГО, мамы с папами забеспокоились, попутно ища ответы на
извечные вопросы "что делать?” и "кто виноват?”. Таким образом, исследование
Дины Кравчек, как ложка к обеду, появилось вовремя и оказалось как нельзя
кстати.
Эмо по большей части рассматривается, как
нечто для совсем юных, имеющее в арсенале лишь имидж, музыку и личные
переживания незрелой личности. Цитата: "Готы во всяком случае более успешно
вписались в общий культурный пласт, сделав своим, то есть "готичным”, целые
отделы истории, литературы, философии, эзотерики, музыки”. Например: "Любимая
готическая тема – вампиризм – весьма прочно обосновалась в живописи, литературе
и кинематографе. Тема, как говорится, неувядающая. Она облюбована писателями,
художниками и режиссерами самых различных школ и направлений. В этом смысле
готы пришли на всё готовое. Эмо в отличие от них бедны, как церковные крысы. Им
нечем похвастаться, кроме музыки. Кстати, это одна из причин, почему готов не
слишком-то любят, но хотя бы понимают, а эмо и не любят, и не понимают”.
Да. Что ни говори, в любой субкультуре есть
огромное число случайно затесавшихся. Вряд ли большинство эмо-боев и эмо-гёрлов
знают, что их прародители – это агрессирующие панки и скины, борющиеся за
справедливость в мире, попутно мутузя всех, кто не вписывается в их радикальную
концепцию. Или, к примеру, кто такие "стрейт-эйджеры” (они же sXe), выступавшие за здоровый образ
жизни, против любых алкогольных и наркотических средств, боровшиеся за права
животных и прочих несправедливо обиженных и угнетённых. Среди готов, кстати, залётных
особей тоже хоть отбавляй. И, как правило, репутация эмо и готов в глазах
общественности складывается как раз на основе поведения временных новичков. А
те, в свою очередь, часто ведут себя действительно вызывающе, а порой начинают
изобретать велосипед заново, придумывая себе "оригинальные” названия типа "эмо-готов”.
Маразма в общий котел по сложившейся традиции подливают журналисты и далее на
этой основе обеспокоенные родители, возомнившие себя вынужденными экзорцистами.
Здесь особо отличились самые озабоченные в мире родители американских
подростков, вывесив в Инете уже ставшие классическими по своей тупости 38
пунктов, как понять, что ваш ребенок гот. Среди них: носит чёрную одежду,
принимает наркотики, убивает людей для забавы, смотрит кабельное телевидение,
сидит в Интернете, курит, ест готическую еду, говорит "я гот”, собирает
чугунные котлы, выплавляет из них таблички "я гот”, танцует под музыку, ведёт
себя любым другим странным или пугающим образом. Словом, "все смешалось в доме
Облонских”. И книга Дины Кравчек в упорядочении этой мешанины – замечательный
помощник.
В заключении предлагаю поразмыслить вот над
чем. Когда-то итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето предложил
узкоспециализированный принцип "80\20”, который, как выяснилось впоследствии,
распространяется абсолютно на все явления в этом мире как универсальный
статистический закон. Согласно ему, из 100% субкультурщиков подроскового
возраста 80% переживут этот этап как модное течение и к годам 20-23 (а то и
раньше) станут обычными гражданами, и
только 20% пойдут дальше, при этом лишь
половина из них в лучшем случае познает все прелести своей субкультуры и
изберёт её как стиль и образ жизни.
|