Во время прочтения данной книги благодарность и эстетическое наслаждение то и дело перемешивались с недоумением и даже раздражением. Давайте по очереди. Начнем с наслаждений и благодарностей. Очень порадовало то, что среди «100 легенд рок-музыки» в книге упомянуты не только набившие оскомину «титаны» по типу Deep Purple, Led Zeppelin, Queen, Pink Floyd и т.д. Да, это отличные общепризнанные группы. Также как и «ДДТ» с «Машиной Времени», представленные в разделе про отечественный рок. Однако, про них уже написано и издано томов в количестве и разнообразии более, чем достаточном.
А вот таким (тоже бесспорно великим) группам, как New York Dolls, Ramones, The Cramps, Buzzcocks, Bauhaus, Throbbing Gristle, Siouxsie & The Banshees, Einsturzende Neubauten, Clawfinger и пр. в изданиях подобного толка места зачастую не находится. Поэтому было особенно приятно увидеть в данной книге информацию об этих (и многих других) самородках различных субкультур. За это, собственно, и благодарность. Что же касается упомянутого выше эстетического наслаждения, то оно было доставлено крупными красочными фотографиями, которые по соотношению с текстом занимают примерно 50% всего пространства.
Теперь про недоумение и раздражение. Вызваны такие чувства отнюдь не малым объемом текста (каждой группе уделено всего лишь по одной странице). На это при столь большом перечне исполнителей как-то грех жаловаться. Неприятный осадочек составило качество информации и принцип ее подачи. Вот что имеется здесь в виду.
Очевидно, что при столь сжатом изложении должны указываться наиболее яркие заслуги того или иного коллектива. Здесь же мы частенько видим нечто на подобие: «Джеймс Ньюэль Остерберг – младший родился в штате Мичиган в 1947 году» (как будто «родиться где-то и когда-то» – это такая большая заслуга?!). Да, это тоже ценные сведения. Но уместны они только при глубоком исследовании жизненного и творческого пути отдельно взятого исполнителя, чему должен быть посвящен полноценный труд.
Общий смысл текстов рассматриваемой здесь книги, авторами-составителями которой являются А. Диченко и Л. Погодина, выглядит так. В большинстве случаев представлена пространная информация о том, что музыканты (которые, конечно же, предварительно родились – это, как выяснилось, очень важно!) познакомились тогда-то, получилась группа, они записали хиты, стали знамениты, потом популярность начала спадать и т.д. В итоге, на основные достижения и по-настоящему яркие моменты биографии музыкантов места уже, как правило, не остается.
Впрочем, и на это можно было бы закрыть глаза. Это все пустяки по сравнению с огромным количеством фактических ошибок, грубых опечаток и прочих нелепостей. Для того, чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.
В материале про группу Nirvana написано: «Отыграв тур в Америке и сорвав гастроли в США…» (США и Америка – это, по мнению авторов-составителей, два разных государства).
Далее открываем страницу с материалом про группу «Аквариум» и читаем: «… до выпуска первого сборника (музыканты) доросли лишь к 1981 году, после знакомства с Артемием Троицким. «Синий альбом» был записан в его студии в том же году». На самом деле, «Синий альбом» был записан в студии Андрея Тропилло. А Артемий Троицкий – он специалист вообще по другой части.
Далее возникает вполне справедливый вопрос: что делает в разделе «Шёпоты и крики индастриала» материал про Тарью Турунен и Nightwish? Симфонический металл с оперным женским вокалом тут (конкретно в этом разделе) совершенно не к месту. И это вполне очевидно.
И, наконец, замечания про подборку иллюстраций. Они, конечно, классные, но подобраны по совершенно непонятному принципу. К примеру, в статье про готик-рокеров The Sisters Of Mercy нет ни одного фото его бессменного лидера Эндрю Элдрича. Вместо этого на странице представлены изображения второстепенных эпизодических участников группы.
С тем же успехом в материале про группу «Кино» (которая «получила известность во многом благодаря работе композитора Алексея Вишни» - опять же очередная забавная цитата из книги) можно было напечатать фото не Виктора Цоя, а, скажем, Марьяны Цой. Или Алексея Рыбина. То есть людей, которые на разных этапах, конечно, были непосредственными участниками событий. Но вот центральная фигура группы «Кино» - это все же Виктор Цой. И никак иначе.
И подобных нелепостей в книге «100 легенд рок-музыки» представлено в изобилии. Поэтому единственное, чем она может стать, это новым красивым «фетишем» в личной коллекции, который время от времени будет приятно листать и любоваться иллюстрациями. Также можно иногда поднимать себе настроение, ехидно посмеиваясь над особо абсурдными цитатами.
А вот тем читателям, кто впервые знакомится с «легендами рока», приобретать сей товар всё-таки не стоит. Существует риск принять все «перлы» данного «юмористического» издания за «чистую монету».