\Dizzaster 2010\
Первый и пока единственный труд по истории
адаптации музыки "тёмной волны” к условиям бескрайней России и некоторых стран
СНГ. Как известно, не только Россию, но и по старой памяти всё постсоветское
пространство, умом не понять, а потому всё западное претерпевает там такие
метаморфозы, что уже через некоторое время установить родственные отношения с
европейскими и американскими корнями становится весьма затруднительно. Вот и
музыка готических (и около того) жанров не избежала данной участи, а потому
заслужила отдельную книжку - мол, хоть я и часть мировой сцены, но всё же чувствую
себя в "экс-эсэсэсэрии” обособлено.
Конечно, называть книгу энциклопедией, как
это было в своё время заявлено в промо-материалах, вряд ли справедливо в силу малого
дешёвого формата, сравнительно небольшого числа страниц (344) и недопустимого
для энциклопедий присутствия личного отношения автора к происходящим процессам
(к спорной группе Satarial,
например), хотя те же промо-материалы пророчили обратное. Тем не менее, Самуил
Маркович Бейлин, имея ощутимый опыт работы в сфере музыкальных СМИ, взял на
себя смелость и ответственность объединить накопленные годами знания в значимый
труд с не менее значимым названием "История российской Тёмной сцены”. Работа
эта, надо признать, немалая, а потому сам факт её проведения заслуживает
должного уважения. Рассуждать, как водится, могут многие, а сделать и
обнародовать – единицы.
Для осознания того, что данная книга рассчитана на неподготовленного
читателя, достаточно взглянуть на содержание. Повествование начинается с
прелюдии о сущности и краткой истории готического движения на Западе и только
затем перемещается на постсоветское пространство. Причем во внимание автором берётся
уже тот этап, когда исполнители и поклонники "тёмной” музыки стали осознанно
идентифицировать себя как готы и им подобные, т.е середина 90-х и до наших дней.
Впрочем, далее представленная справочная информация о группах несколько
раздвигает эти хронологические рамки, упоминая, к примеру, о легендах советского synth pop\minimal techno –
группе "Биоконструктор”, в дальнейшем расколовшейся надвое – собственно, "Био”
и широко известную "Технологию”, ошибочно считаемую пионерами отечественной
синти-сцены.
Первый
блин зачастую бывает комом. И согласно этому "блинному” закону в книге
встречаются "непрожаренные” места. К основным сырым моментам можно отнести
некоторые фактические неточности, опечатки и ощущение однобокости. Книга будто
бы составлена по принципу "кто даму поит, тот её и танцует”. Дело в том, что
на протяжении всей "Истории” повышенное внимание уделяется подшефным сообществу Dizzaster коллективам: Otto Dix,
Roman Rain, Biopsyhoz, Шмели и
пр., одновременно обделяя вниманием или просто упуская из вида много
значительного, лежащего вне рамок данного комьюнити.
Среди значимых российских городов в
становлении отечественной готики Бейлин С.М. развернуто обозначил Москву, Санкт-Петербург, Самару, Екатеринбург,
Омск и Хабаровск вкупе с рядом городов Украины и казахской Карагандой. Вместе с
тем лишь вскользь упомянул Воронеж справочной заметкой о существовании лейбла Shadowplay, хотя на самом
деле вклад Столицы Черноземья в развитие отечественной "тёмной сцены”
значительно весомей, чем некоторых городов, представленных много подробней. Однако,
за всем, естественно, не уследишь, а потому сосредоточимся на достоинствах.
После подробного изучения "Истории российской Тёмной сцены” каждый
начинающий гот и просто любознательный читатель будет знать важную информацию,
к примеру, о том, где тусовались первые СНГ-шные субкультурщики или же о том, что
первая российская готик-компиляция носила англоязычное название "Edge Of The
Night”, а украинская имя более патриотическое - "Українська Готика - 1”. Краткий
обзор "тёмных” личностей, лейблов, журналов и вэб-ресурсов также даёт понять,
что готическая культура в России и странах СНГ – это не только сообщество
единомышленников, но и активно развивающаяся индустрия, пребывающая, тем не
менее, в категории "не для всех”.
|