Первая мысль, на которой ловишь себя при прослушивании "Железных мантр”: а стоит ли и дальше эксплуатировать одну и ту же формулу? Со временем она теряет свою свежесть, пропадает эффект новизны и, что самое страшное, появляются подозрения о творческом кризисе. Впрочем, это с какой стороны посмотреть. В плане придумывания концепции альбомов Эдмунду Шклярскому по-прежнему равных нет. Но вот если касаться музыки, то от релиза к релизу она становится всё однообразней и скучней. Все песни "Железных мантр”, имея свою очерёдность, логичность и символику, премудрости которых Шклярский разъясняет в видеоматериале "История мантр”, по сути дела являются проходными. Клипы на композиции "Существо” и "Приоткроется дверь” тоже ничего нового собой не представляют – скорее, дань традиции. И чем дальше, тем всё очевиднее следующее: чрезмерное увлечение Шклярского собственной философией ведёт к превращению музыки в нечто вторичное и маловажное. Она лишь напоминает о том, что Эдмунд Мечиславович всё же музыкант. Но этого мало. Видимо, музыкальные формы в данном случае себя исчерпали, и тут впору обратиться к иным просторам самовыражения. А любимые многими поколениями песни "Пикника” просто исполнять на радость благодарной публики, не приправляя их высосанной из пальца музыкой последних лет. Может быть… а может и нет. Возможно это не у Шклярского упадок сил, а у нас, не способных уловить и понять внутренних метаморфоз мастера? В конце концов, какое я имею право судить кого-либо и уж тем более давать советы значимым людям? Разумеется, никакого.
|